2 Введение Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций и одно из универсальных средств в деле становления личности. Детство и игра – не отделимы. Ребенок в игре живет «взаправду», одновременно познавая и постигая окружающее. Игра «умственный аппетит». В процессе жизни ребенка игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. Игра имеет немаловажное значение в интеллектуальном развитии ребенка, что способствует органичной подготовке ребенка к школе. Разнообразие практических игровых заданий и упражнений развивают внимание, память, логику, нестандартное мышление, расширяют кругозор. Воспитательное значение игр, их всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра присуща детскому возрасту и при умелом руководстве взрослых способна творить чудеса. Игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой скучным, обычным. Она помогает сплотить коллектив, включить детей в познавательную и творческую деятельность. 3 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Планета игр» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3.Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р); 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН); 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07. 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 9. Письмо Минобрнауки России от 28.08.20 15 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/109 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 12. Устав учреждения; 13. Положение о структуре и содержании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 4 Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Планета игр»социально-гуманитарная. Является модифицированной. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вопрос умственного и личностного развития дошкольников волнует многих родителей будущих первоклассников. Некоторые взрослые считают, что самое главное научить читать, писать и считать до поступления в школу, поднимать руку и иметь красивый портфель. Но это не гарантирует успешного обучения. Очень часто у дошкольников бывает недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, уровень мотивации. Уменьшить это недостатки можно с помощью непосредственного включения различных игровых ситуаций в образовательный процесс. Программа «Планета игр» способствует развитию психических процессов, познавательной активности ребенка, его фантазии, умственных и творческих способностей, а также его социализации, умению общаться и учиться. Отличительные особенности В ходе разработки программы были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ следующих авторов. Дайкер В. Г. «Развивающие игры», Поповой Л. П. «Развивающие игры», Лизуновой И. «Мир игры», Федосеевой Н. Ю. «Развивающие игры». Отличительные особенности программы «Планета игр» от уже существующих в этой области заключаются в том, что они узкопрофильные и включают в себя только интеллектуальные игры, («Развивающие игры») или только подвижные игры ( «Мир игры»). К тому же данные программы составительские и не могут быть использованы в полном объеме по причине отсутствия сертификации. Преимущество программы «Планета игр» выражено в объединении разнообразных видов игр (интеллектуальных, дидактических, сюжетно-ролевых, народных, подвижных, коммуникативных, и т. п.) одной игровой сюжетной линией и предполагает совмещение элементов умственной и физической активности, частую смену деятельности. Новизна В основу программы положен принцип комплексности, реализация которого предполагает: - направленность всех занятий на развитие личностных способностей; - включение в систему одного занятия учебного материала из разных разделов, а также различных видов деятельности и организационных форм. Дети совершат космическое путешествие к планете Игр, где их ждут интересные приключения. Они познают окружающим мир, знакомятся с флорой и фауной, народными играми и праздниками, оказывают помощь героям, выполняют различные игровые задания, тем самым возникает мотивация к деятельности. Дети не просто выполняют задания, но и учатся помогать тем, кто нуждается в помощи. Адресат - дети дошкольного возраста 5-7 лет. Условия приема детей: для обучения принимаются все желающие дети без ограничений по состоянию здоровья и наличия способностей Наполняемость объединения – 10 -14 человек. 5 Организационные формы обучения - занятия проводятся для всего объединения обучающихся. Объединения формируются из обучающихся одного возраста. Состав объединения – постоянный. Краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности В старшем дошкольном возрасте происходит очередной скачок в физиологическом и психическом (познавательная активность, творческие проявления) развитии детей. Это дает педагогу благодатную почву для успешного обучения и развития. В этот период дошкольники отличаются импульсивностью, возникает потребность в активной внешней разрядке при слабости волевой регуляции поведения. Возрастной особенностью внимания дошкольников является слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания в этом возрасте ограничены. Дошкольник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии перспективы получить поощрение, заслужить похвалу, лучше всех справиться с заданием. В этом возрасте дети лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица и предметы, чем определения, описания и объяснения. Следует учитывать, что дошкольники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. В этот период под влиянием обучения развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения и выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. В дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимание, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность, мотивацию к деятельности. Создать условия по формированию умения вступать в процесс общения с взрослыми и сверстниками, доводить начатое дело до конца, умения слушать и слышать взрослого (педагога). Объем программы - 72 часа. Программа рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения - 36 часов, из них теории - 14 часов, практики -22 часа. 2 год обучения - 36 часов, из них теории - 14 часов, практики - 22 часа. Режим занятий Продолжительность одного академического часа для детей дошкольного возраста – 45 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Форма обучения - очная. Программа предполагает использование дистанционных технологий. В дистанционной форме возможна реализация части программы. Для этого имеются технические возможности: компьютер, выход в интернет; каналы передачи информации: сайт учреждения, социальные сети. 6 Уровень программы – стартовый. Освоение программного материала предполагает получение обучающимися первоначальных знаний в области игровых технологий и подготовки к обучению к школе. Форма реализации образовательной программы Учебный материал расположен спиралеобразно. Материал постепенно углубляется и расширяется. Цель и задачи программы 1 год обучения Цель: развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей детей посредством игр. Задачи: Обучающие - знакомить обучающихся с разнообразными интеллектуальными играми и упражнениями; - обучать графическим навыкам выполнения интеллектуальных, игровых упражнений. Развивающие - формировать познавательный интерес, посредством игровой деятельности; - способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения, координации движений и ориентировке в пространстве. Воспитательные - формировать умения и навыки игровой и учебной деятельности, учить правилам поведения во время игр и культуры общения со сверстниками, умению работать в коллективе; - воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, настойчивость, терпение, эмпатию, желание оказать помощь. 2 год обучения Цель: развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр. Задачи: Обучающие - углублять опыт игровой деятельности обучающихся; - повышать позитивную мотивацию к обучению; - обучать навыкам использования полученных знаний для решения практических задач. Развивающие - совершенствовать коммуникативные навыки и познавательную активность; - развивать память, внимание, мышление, воображение, необходимые для учебной и творческой деятельности; - развивать мелкую моторику рук. Воспитательные - формировать положительные, нравственные качества личности обучающихся; - воспитывать трудолюбие, терпение, целеустремленность. Разделы программы 1 год обучения 1. Игры на формирование межличностного взаимодействия 2. Творческие, словесные игры 3. Развивающие игры 4. Подвижные игры 7 5. Игры на развитие мелкой моторики 2 год обучения 1. Игры на развитие коммуникативных способностей 2. Игры на развитие интеллектуальных способностей 3. Подвижные, народные игры 4. Графические и графо-моторные игры и упражнения 5. Игры на развитие межполушарных связей В 1 год обучения обучающиеся изучают: 1. Игры на формирование межличностного взаимодействия. Проведение игр, направленных на развитие умения общаться и сотрудничать друг с другом; нормы, правила поведения и этикета во время игр и в повседневной жизни. 2. Творческие и словесные игры. Знакомство с разновидностью словесных игр, в которых основным видом взаимодействия между игроками является речь. 3. Развивающие игры. Знакомство с правилами игр и упражнений на развитие памяти, внимания, творческого, конструктивного и логического мышления, воображения. 4. Подвижные игры. Знакомство с народными и современными подвижными играми. 5. Игры на развитие мелкой моторики. Разучивание пальчиковых игр, выполнение графомоторных упражнений и заданий. В 2 год обучения обучающиеся изучают: 1. Игры на развитие коммуникативных способностей. Проведение игр и заданий на формирование коллектива, развитие коммуникации и межличностного взаимодействия. 2. Игры на развитие интеллектуальных способностей. Проведение игр, конкурсов, викторин, способствующих развитию внимания, мышления, логики, памяти и других мыслительных процессов. 3. Подвижные, народные игры. Проведение подвижных игр и соревнований. 4. Графические и графо-моторные игры и упражнения. Выполнение заданий с графическими упражнениями, штриховки, проведение непрерывных линий, графические диктанты, раскрашивание. 5. Игры на развитие межполушарных связей. Выполнение игровых упражнений на листе бумаги одновременно двумя руками. Выполнение нейрогимнастических игр и упражнений на координацию движения и взаимодействия правого и левого полушария головного мозга. Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуально- групповые. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятии: • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных видов работы; • групповой – организация работы в группах; • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Виды занятий: игры- путешествия, практические занятия, конкурсные программы, квесты. В ходе занятий дети совершают путешествие по "Планете игр" и знакомятся с жителями "планеты", их деятельностью, играми, оказывают помощь в решении возникающих проблем. 8 Формой подведения итогов реализации образовательной программы является: опрос, участие в различных игровых программах, анализ результатов выполнения практических игровых заданий, заполнение диагностической карты. (Приложение 1) Текущий контроль проводится на каждом занятии в виде наблюдения, анализа выполненных игровых заданий. Итоговый контроль проводится в виде конкурсно-игровой программы или квеста. Формы подведения итогов занятий: опрос, наблюдение, анализ выполненных игровых и творческих заданий, квест – игра, диагностическая карта. Ожидаемые результаты По окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Планета игр» обучающиеся познакомятся с различными играми, научатся в них играть, логически мыслить, выполнять графические упражнения, соблюдать правила поведения и безопасности во время игр. Программа знакомит детей с огромным, интересным и разнообразным миром игр: интеллектуальными, дидактическими, сюжетно-ролевыми, народными, подвижными, коммуникативными. Данная программа является составительской, адресована дополнительного образования и может быть реализована в УДО. педагогам 9 Учебный (тематический) план 1 год обучения № п/п Название темы 3 Вводное занятие. Техника безопасности Игры на формирование межличностного взаимодействия Творческие, словесные игры 4 Развивающие игры 1 2 Игры и упражнения на развитие памяти, внимания 4.2. Игры на развитие мышления 4.1. 5 Подвижные игры 5.1. Игры малой подвижности 5.2. Музыкально-двигательные игры 6. Игры на развитие мелкой моторики 7. Итоговое занятие ИТОГО Количество часов Формы контроля, аттестация Всего Теория Практика Опрос 1 1 6 2 4 6 3 3 8 3 5 4 1 4 4 2 2 8 3 5 4 4 6 1 2 2 4 2 4 1 - 1 36 14 22 наблюдение, диагностическая карта наблюдение, диагностическая карта наблюдение, диагностическая карта наблюдение, диагностическая карта наблюдение, диагностическая карта 10 Учебный (тематический) план 2 год обучения № п/п 1 2 Название темы Вводное занятие. Техника безопасности Игры на развитие коммуникативных способностей Количество часов Всего Теория Практика 1 1 5 2 3 3 Игры на развитие интеллектуальных способностей 6 2 4 4 Подвижные, народные игры 8 4 4 4.1. Подвижные игры 4 2 2 4.2. Народные игры 4 2 2 9 3 6 5 2 3 4 6 1 2 3 4 1 - 1 36 14 22 5 Графические и графо-моторные игры и упражнения 5.1. Игры для подготовки руки к письму 5.2. Графические диктанты 6 Игры на развитие межполушарных связей 7 Итоговое занятие ИТОГО Формы контроля, аттестация Наблюдение, диагностическая карта Наблюдение, диагностическая карта Наблюдение, диагностическая карта Наблюдение, диагностическая карта Наблюдение, диагностическая карта Наблюдение, диагностическая карта 11 Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения 1. Вводное занятие. Техника безопасности Теория. Введение в программу. Понятие игра. Объяснение игрового сюжета. Техника безопасности, правила поведения. 2. Игры на формирование межличностного взаимодействия Теория. Нормы и правила поведения и этикета, различные средства общения. Виды игр. Практика. Выполнение игр с соблюдением правил поведения и взаимодействия между участниками: «Здравствуйте», «Остров плакс», «Собери чемодан», «Подарок» и т.п. 3.Творческие, словесные игры Теория. Разновидность словесных игр: загадки, шарады, анаграммы, "Да-нетки". Практика. Конкурсные игры, викторины с использованием словесных игр. 4. Развивающие игры 4.1. Игры и упражнения на развитие памяти, внимания. Теория. Разновидность и правила игр на развитие внимания и памяти. Практика. Игры, игровые упражнения и задания на поиск предметов и отличий; запоминание предметов и действий. 4.2. Игры на развитие мышления Теория. Правила выполнения игр на развитие наглядно-образного, пространственного, логического мышления. Практика. Игры - головоломки, логические задачи, игровые упражнения на анализ, соотношение, систематизацию, закономерность. 5. Подвижные игры 5.1. Игры малой подвижности Теория. Правила игры и техникой безопасности. Практика Игры на развития внимания, на быстроту реакции, физкульт-минутки, игры в кругу. 5.2. Музыкально- двигательные игры Теория. Правила музыкальных игр. Разновидности музыкальных игр. Практика. Музыкальные игры на ускорение: «Я ракета», «Самолет», «Мешок Деда Мороза»; игры с остановками «Море волнуется», «Луна и звезды», «Птица и бабочки». 6. Игры на развитие мелкой моторики Теория. Разновидность игр: пальчиковые, раскраски, штриховки, обведи предмет, заштрихуй предмет, проведи дорожку. Практика. Выполнение графо-моторных упражнений и заданий, раскрашивание. 7. Итоговое занятие Практика. Итоговый праздник с использованием изученных игр. 12 Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения 1. Вводное занятие. Техника безопасности Теория. Введение в программу. Игровой сюжет. Техника безопасности и правила поведения. 2. Игры на развитие коммуникативных способностей Теория. Нормы и правила поведения в коллективе. Правила игр на развитие коммуникации, выявление лидерских качеств. Практика. Проведение игр «Клеевой ручеек», «Вежливые слова», «Комплименты», «Закорючка», «Расследование», «Сороконожка». 3. Игры на развитие интеллектуальных способностей Теория. Виды интеллектуальных игр: дидактические игры, познавательные игры, шарады, ребусы, викторины, конкурсы, турниры. Практика. Проведение игр, конкурсов, викторин. 4. Подвижные, народные игры 4.1. Подвижные игры Теория. Правила подвижных игр. Способы деления на команды: расчет на 1,2, жеребьевка, считалки. Практика. Проведение подвижных игр и соревнований. 4.2. Народные игры Теория. История и правила игр. Игры со словами, народные считалки. Практика. Разучивание народных игр и считалок: «Платочек», «Пряничная доска», «Слухи», «Тише едешь», «Два Мороза», «Ручеек». 5. Графические и графо-моторные игры и упражнения 5.1. Игры для подготовки руки к письму. Теория. Пальчиковые игры, графо-моторные упражнения, штриховки, прописи. Практика. Выполнение игровых заданий. 5.2. Графические диктанты Теория. Правила выполнения графических упражнений по клеточкам. Практика. Выполнение графических диктантов. 6. Игры на развитие межполушарных связей Теория. Правила выполнения игровых упражнений двумя руками и нейрогимнастических упражнений. Практика. Выполнение игровых упражнений на листе бумаги двумя руками непрерывными линиями. Выполнение нейрогимнастических игр и упражнений на координацию движения и взаимодействия правого и левого полушария головного мозга. 7. Итоговое занятие Практика. Итоговый праздник, награждение активных участников путешествия. 13 Планируемые результаты Планируемые результаты формируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые обучающимися в процессе изучения программы. 1 год обучения Метапредметные результаты У обучающихся: - будет развито умение общаться со сверстниками в процессе игр, уважая и помогая друг другу; - будет сформирован познавательный интерес посредством игровой деятельности; - будут развиты - внимание, память, мышление, воображение, координация движений и ориентировка в пространстве. Личностные результаты У обучающихся: - будут воспитаны положительные качества личности: трудолюбие, настойчивость, терпение, желание оказать помощь; - будет развита культура общения со сверстниками, умение работать в коллективе. Предметные результаты Обучающиеся будут знать: - правила поведения и технику безопасности во время игр. Будут уметь: - выполнять графические упражнения, играть в подвижные и интеллектуальные игры. 14 Планируемые результаты 2 год обучения Метапредметные результаты У обучающиеся: - будет расширен собственный игровой опыт; - будет развито умение применять полученные знания для решения познавательных и творческих задач; - будут усовершенствованы коммуникативные навыки и познавательная активность; - будут развиты основные психические процессы, необходимые для учебной и творческой деятельности (память, внимание, мышление, воображение). Личностные результаты У обучающихся: - будут сформированы положительные нравственные качества личности; - будут усовершенствованы коммуникативные навыки и познавательная активность; - будут воспитаны трудолюбие, терпение, целеустремленность; - будет развиты основные психические процессы, необходимые для учебной и творческой деятельности, позитивная мотивация к обучению. Предметные результаты У обучающихся: - будут расширены представления о многообразии игр; - будет развита мелкая моторика рук; - будут сформированы навыки самостоятельно проводить игры и полученные знания в практической деятельности. умения применять 15 Календарный учебный график № Основные характеристики образовательного п/п процесса 1 Количество учебных недель 2 Количество учебных дней 3 Количество часов в неделю 4 Количество часов 5 6 7 8 Недель в 1 полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Выходные праздничные дни, связанные с государственными праздниками 9 Окончание учебного года 36 36 1 36 17 19 01 сентября 4 ноября, 1,2,3,4,5,6,7,8 января, 23 февраля, 8 марта, 1-2 мая, 9 мая 31 мая 16 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Помещения для проведения занятий – учебный кабинет и актовый зал. Помещение должно быть сухое с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным освещением. Оборудование. Магнитная доска, столы, стулья, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов. Технические средства обучения. Компьютер, мультимедийный проектор, принтер, сканер, копир. Инструменты. Ножницы. Материалы. Канцелярские принадлежности: потребительская бумага, листы в клеточку, клей-карандаш, простые и цветные карандаши, реквизит (мячи, игрушки, и т.п.), элементы костюмов. Учебно-наглядные пособия: рисунки, иллюстрации, специальная и дополнительная литература, разработки тематических занятий, компьютерные презентации по темам: «Космическое путешествие», «Приключения на зеленой планете», «В поисках Маленького принца», «Планета сказок», «Приключения на планете Игр», «Морское путешествие». Дидактический материал Карточки с заданиями и упражнениями: лабиринты, судоку, «найди предмет», «найди отличия», «дорисуй предмет», «обведи и раскрась», игры на листе бумаги, ребусы; геометрические фигуры, шаблоны. Информационное обеспечение Необходимая тематическая литература по подготовке детей к школе, электронные ресурсы: музыка, мультимедийные презентации, игровые упражнения, пальчиковые гимнастики, по темам: «Внимание, на старт», «Планета зверей», «Таинственный город», «Город повторюшек», «Подводный мир», «Здравствуй, Новый год», «Зимние праздники». Кадровое обеспечение Программу может реализовать педагогическое образование. педагог дополнительного образования, имеющий Методические материалы Методическое обеспечение образовательной программы “Планета игр” включает в себя: данная программа, методические рекомендации по выполнению игр, разработки занятий, дидактический материал, учебно-наглядные пособия, раздаточный материал, образцы выполнения заданий, практические упражнения, игры по темам: «Путешествие к планете Игр», «Зеленая планета», «Планета зверей», «Планета сказок», «Приключения на планете Игр», «Возвращение на землю». Используемые методы Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: 17 - словесные (устное изложение, беседа, рассказ, и т. д.); - наглядные (показ иллюстрационных материалов, работа по образцу и др.); - практические (проведение игр, выполнение упражнений и игровых заданий). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративные – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; - репродуктивные – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; - частично-поисковые – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательские – самостоятельная творческая работа обучающихся; - воспитательные – убеждение, поощрение, мотивация, упражнение. Педагогические технологии Технологии игровой деятельности, группового обучения, индивидуального обучения, коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, проблемного обучения, дистанционного обучения. Формы занятий Занятия проходят в форме игры, путешествий, конкурсных программ, квестов. 18 Формы аттестации/контроля Для определения результативности образовательной деятельности следующие виды контроля на протяжении всего срока обучения. Вид контроля Начальный Сроки сентябрь Текущий постоянно Промежуточный январь Итоговый май используются Форма проведения Устный опрос, анализ игрового задания, заполнение диагностической карты. Анализ и исправление выполненных игровых заданий, наблюдение, в конце занятий опрос Практическое занятие, опрос, наблюдение, заполнение диагностической карты. Проведение заключительного праздника, заполнение диагностической карты, зачет в форме квест-игры Диагностические методики основаны на основе методической разработки: «Диагностические материалы к дополнительной образовательной программе» Т.А. Симаковой, (педагог дополнительного образования, МОУ ДОД Дом детского творчества «Искорка» г. Чайковский, Пермский край). (Приложение 1,2) 19 Список литературы Для педагога: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3.Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р); 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН); 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07. 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 9. Письмо Минобрнауки России от 28.08.20 15 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/109 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 12. Антонова О. В. Развивающие игры и упражнения для детей. Сто фантазий в голове. / О. В. Антонова. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.- 113 с. 13. Великие города России. Головоломки, лабиринты./Зав. ред. А. Ярошевич - СПб.: Питер, 2015.–с 64. 14. Гаврина С. Тренажер. Внимание. Память. Мышление./ С. Гаврина., Н. Кутяпина, И. Топоркова, С. Щербинина. - ЗАО РОСМЕН, 2014. – 96 с. 15. Голованов В.П. Разработка механизма оценки дополнительной образовательной программы / В.П. Голованов // Бюллетень: региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи. – 2009. – N 4. – С. 15-23 16. Головоломки, ребусы, загадки./ Сост. О. Самусенко. – М.: ООО Издательская группа Азбука-Аттикус, 2013.- 64с. 20 17. Заболотная Э. Сказки-подсказки: методический игровой материал./Э.Заболотная – Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 266 с. 18. Зарядка для мозгов. Игры и пазлы для умных ребят./зав. ред. Е. Андреева / пер. с англ. И. Муллер- СПб.: Питер, 2015.- 144 с. 19. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования. /В. Н. Иванченко Учебно-методическое пособие.- Ростов н/Д: Учитель. 2007. – 288 с. 20. Кодиненко Г. Ф. Занимательные задачи и головоломки для детей 4-7 лет. /Геннадий Кодиненко– М.: Айрис-пресс, 2013. – 112 с. 21. Костюченко М. Русские богатыри. Головоломки, лабиринты./ М. Костюченко - СПб.: Питер, 2015.-64 с. 22. Костюченко М. Русские праздники. Головоломки, лабиринты./ М. Костюченко - СПб.: Питер, 2015. - 64 с. 23. Костюченко М. Русские промыслы. Головоломки, лабиринты./ М. Костюченко - СПб.: Питер, 2015. - 64 с. 24. Матроскина Ю. Русские сказки. Головоломки, лабиринты. / Ю. Матроскина- СПб.: Питер, 2015. – 64 с.-сост. Ирина Парфенова. – М.: Эксмо, 2015. – 144 с. 25. Новые игры для ума. Ребусы, логические задания и лабиринты/ зав. ред- е. Андронова / пер. с англ. И. Муллер – СПб.: Питер, 2015. – 96 с. 26. Пашнина В. М. Весело живем! Увлекательные игры на каждый день./ В. М. Пашнина. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 252,[2]с. 27. Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты/ под ред.И. М. КореловойРостов н/Д: Феникс, 2015.–371,[1] c. 28. Петлякова Э. Н. Развиваем память и внимание / Э. Н. Петлякова, С. Н.Подгорная. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.-212 с. 29. Полезные игры / отв. Ред. О. Е. Епифанова / пер.с французского В. В. Тах.- М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2013. – 64 с. 30. Развиваем логику. /Сост. Андреева И. А. – Минск: ООО Букмастер, ООО Кузьма, 2015.- с. 32. 31. Субботина Л. Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет./Л. Ю. Субботина, художник В. Х. Янаев– Ярославль: ООО Академия развития, 2011.- 192 с. 32. Эрикссон Дж. Игры и ребусы обо всем на свете! /Дж. Эрикссон, Б. Блэр./ пер. И. Муллер. – Спб.: Питер, 2014. – 64 с. Для детей и родителей: 1. Гаврина С. Тренажер. Внимание. Память. Мышление./ С. Гаврина., Н. Кутяпина, И. Топоркова, С. Щербинина. - ЗАО РОСМЕН, 2014. – 96 с. 2. Головоломки, ребусы, загадки./ Сост. О. Самусенко. – М.: ООО Издательская группа Азбука-Аттикус, 2013.- 64с. 3. Зарядка для мозгов. Игры и пазлы для умных ребят./зав. ред. Е. Андреева / пер. с англ. И. Муллер- СПб.: Питер, 2015.- 144 с. 4. Кодиненко Г. Ф. Занимательные задачи и головоломки для детей 4-7 лет. /Геннадий Кодиненко– М.: Айрис-пресс, 2013. – 112 с. 5. Новые игры для ума. Ребусы, логические задания и лабиринты/ зав. ред- е. Андронова / пер. с англ. И. Муллер – СПб.: Питер, 2015. – 96 с. 6. Эрикссон Дж. Игры и ребусы обо всем на свете! /Дж. Эрикссон, Б. Блэр./ пер. И. Муллер. – Спб.: Питер, 2014. – 64 с. 21 Сведения об авторе 1. ФИО - Корепанова Татьяна Валерьевна 2 Место работы МБУ ДО ЦТР 3. Должность - педагог дополнительного образования 4. Образование - высшее 5. Педагогический стаж - 30 лет 6. Квалификационная категория - первая 22 Аннотация Программа "Планета игр" составительская, социально-педагогической направленности. Предназначена для детей дошкольного возраста. Цель и задачи программы 1 год обучения Цель: развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей детей посредством игр. Задачи: Обучающие - знакомить обучающихся с разнообразными интеллектуальными играми и упражнениями; - обучать графическим навыкам выполнения интеллектуальных, игровых упражнений. Развивающие - формировать познавательный интерес, посредством игровой деятельности; - способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения, координации движений и ориентировке в пространстве. Воспитательные - формировать умения и навыки игровой и учебной деятельности, учить правилам поведения во время игр и культуры общения со сверстниками, умению работать в коллективе; - воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, настойчивость, терпение, эмпатию, желание оказать помощь. 2 год обучения Цель: развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр. Задачи: Обучающие - углублять опыт игровой деятельности обучающихся; - повышать позитивную мотивацию к обучению; - обучать навыкам использования полученных знаний для решения практических задач. Развивающие - совершенствовать коммуникативные навыки и познавательную активность; - развивать память, внимание, мышление, воображение, необходимые для учебной и творческой деятельности; - развивать мелкую моторику рук. Воспитательные - формировать положительные, нравственные качества личности обучающихся; - воспитывать трудолюбие, терпение, целеустремленность. Разделы программы 1 год обучения 1. Игры на формирование межличностного взаимодействия 2. Творческие, словесные игры 3. Развивающие игры 4. Подвижные игры 5. Игры на развитие мелкой моторики 2 год обучения 1. Игры на развитие коммуникативных способностей 23 2. Игры на развитие интеллектуальных способностей 3. Подвижные, народные игры 4. Графические и графо-моторные игры и упражнения 5. Игры на развитие межполушарных связей Объем программы - 72 часа. Программа рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения - 36 часов, из них теории - 14 часов, практики -22 часа. 2 год обучения - 36 часов, из них теории - 14 часов, практики - 22 часа. Адресат - дети дошкольного возраста 5-7 лет Наполняемость объединения – 10 -14 человек. Программа знакомит детей с огромным, интересным и разнообразным миром игр :интеллектуальными, дидактическими, сюжетно-ролевыми, народными, подвижными, коммуникативными. Данная программа является составительской, адресована дополнительного образования и может быть реализована в УДО. педагогам 24 Приложение №1 Оценочные материалы Оценочные материалы разработаны но основе методической разработки «Диагностические материалы к дополнительной образовательной программе»Т.А. Симаковой, педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории, МОУ ДОД Дом детского творчества «Искорка» г. Чайковский, Пермский край. Диагностические карты объединения заполняются 3 раза в год: входящая (сентябрь), промежуточная декабрь) и итоговая диагностика (май). В конце года заполняется итоговый лист. Диагностическая карта объединения Образовательная деятельность объединения _______________________ Группа _____________________ период диагностики ________________ № Ф.И. обучаю щегося Графические: мелкая моторика, точность выполнения заданий. Показатели (навыки) Ито говы Интеллектуальные: Коммуникативн Организационн й умение быстро и ые: умение ые: поведение, (сре правильно слушать соблюдение дни выполнять задания: педагога, техники й) на развитие памяти, взаимодействова безопасности балл внимания, ть со мышления, сверстниками. воображения 1 2 Критерии За каждый показатель Низкий - показатель практически не сформирован - 0-1( синий цвет) Средний - показатель частично сформирован – 2-3 (зеленый цвет) Высокий - показатель сформирован полностью – 4-5 (красный цвет) Общая оценка по всем показателям уровня освоения программы обучающимися Низкий - показатель практически не сформирован - 0-9 ( синий цвет) Средний - показатель частично сформирован – 10-19 (зеленый цвет) Высокий - показатель сформирован полностью – 20-25 (красный цвет) 25 Приложение 2 Второй вариант мониторинга. Можно использовать как первый, так и второй вариант диагностической карты. Результаты диагностики, полученные в начале и конце года, заносятся в диагностическую карту при помощи условных обозначений. Это позволяет оценить динамику развития каждого обучающегося. В зависимости от используемых методик определяются уровни развития познавательных процессов и степень сформированности практических умений. Методики составлены на основе специальной литературы: 1. Баженова М.А. «Весёлая грамматика». – Д. «Сталкер», 1998г. стр. 310-313. 2. Баженова М.А. «Веселая математика», - Д. «Сталкер», 1998г. стр. 309-311. Диагностические карта Фамилия, имя обучающегося внимание н.г. к.г. Познавательные процессы память воображение мышление н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г 1. 2. Условные обозначения Б/О – без ошибок; С/О – с ошибками; Н/С – не справляется с заданием Развитие мелкой моторики н.г. к.г.