Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание
образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные
условия для получения образования указанными обучающимися.
Согласно части 3
статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования
обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких
обучающихся, включающие в себя:
- использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- использование
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь;
- проведение групповых
и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа
в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ОВЗ.
В соответствии с
данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в
сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации инвалида по заявлению родителей
(законных представителей), должно быть организовано обучение названной
категории обучающихся, включая создание специальных условий при реализации как
основных общеобразовательных программ, так и адаптированных программ, совместно
с другими обучающимися.
Необходимость создания
образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в
соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082
"Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии".
В рекомендациях ПМПК
должна быть определена:
- образовательная
программа; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа
или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая
особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст.
2 ФЗ № 273);
- форма получения
образования;
- необходимость
периода динамического наблюдения;
- направления работы
специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный
психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог).
Заключение ПМПК
ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с
инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный
характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные
организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию
заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими
государственное управление в сфере образования, и/или органами местного
самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования,
образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с
их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.
В соответствии с
частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации
и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к
организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным
общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том
числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния здоровья:
- по основным
общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности -
приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий
особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;
ФЗ № 273 выделил
некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В
частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по
рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
В соответствии со
статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения
дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства
образования и науки РФ от 23 августа 2017г. N816 "Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ". Образование обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В МБДОУ «Детский сад №
26 специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья проводится на этапах их поступления. Для организации информационной
открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте
создан специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт адаптирован для
лиц с нарушениями зрения (слабовидящих).
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально оборудованных учебных кабинетов для маломобильных групп не имеется.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не имеется.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ № 26 личная библиотека не предусмотрена. Воспитанники совместно с педагогами посещают городскую библиотеку Гавань, расположенную в 300 метрах от здания, которая оборудована столами для читателей, стульями, книжными шкафами, стеллажами, каталожным шкафом и рабочим столом, персональным компьютером, принтером. Имеется выход в Интернет. Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими средствами, приспособленными для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, оборудовано частично. Доступ к имеющемуся библиотечному фонду для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУимеется спортивный залплощадью 61 м2,оснащенный оборудованием и инвентарем. Также на территории расположена спортивная площадка: турник, спортивный бум, лабиринт для параллельного бега, стойка для бросания мячей. переносные футбольные ворота, баскетбольная стойка, цилиндр для подлезания.
Спортивно-оздоровительная деятельность нацелена на формирование у обучающихся осознанного отношения к своему физическому здоровью, повышению физической активности.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания – материалы, с помощью которых осуществляется обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации обучающиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания МБДОУ «Детский сад №
26 «Золотая рыбка» не предусматривают наличие подъемников, устройства для
закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для
туалета, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления,
обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) в образовательной организации.
Территорияасфальтирована, имеет твердое покрытие с
небольшими возвышенностями и ямками в покрытии. В групповых
помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Учреждение
укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими развивающую
деятельность: педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя, инструктор по
физической культуре, медицинский работник.
При
организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными
возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы, массажные
мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты, координированная
лестница, релаксационное оборудование. В ДОУ организовано взаимодействие
со специалистами службы ПМПК.
Специальные условия питания
Организация питания. МБДОУ обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в Учреждении по нормам, установленным законодательством.Организация питания организуется в соответствии с требованиями Постановления от 27 октября 2020 г. № 32 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
В ДОУ используется примерное 10-ти дневное меню, рассчитанное на 2 недели, с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания для двух возрастных категорий с 1,5 до 2 лет и с 3 до 7 лет.
На основании примерного 10-ти дневного меню ежедневно составляется меню - требование установленного образца, с указанием выхода блюд.
Расчеты и оценку использованного на одного ребенка среднесуточного набора продуктов питания проводится 1 раз в 10 дней. По результатам оценки, при необходимости, составляется коррекция питания в следующем периоде 10-ти дневном меню.
Ежедневно отбирается суточная проба готовой продукции в объёме: порционные блюда - в полном объёме, остальные - не менее чем 100 гр., которая хранится 48 часов.
Продукты завозятся в Учреждение в соответствии с заключенными договорами.Продукты питания принимаются в учреждении в соответствии с контрактом (спецификацией) при наличие сопроводительных документов, подтверждающих качество продуктов, между потребителями и поставщиком осуществляется электронный документооборот, документы, касающиеся качества продуктов размещаются в единой системе ФГИС "Меркурий".
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 32 от 27.10.2020 с 01 января 2021 года введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», направленные на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Настоящими санитарными правилами установлены санитарно-эпидемиологические требования как к организации питания в детском саду, так и к составлению меню для организации питания детей разного возраста.
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляетсяштатным медицинским персоналом детской ЦРБ , которая работает в детском саду и осуществляет контроль за здоровьем детей, дает направления к врачам узких специальностей.
Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета.
Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей. Для оздоровления детей используют бактерицидные облучатели для очистки воздуха.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
· проведение профилактических осмотров;
· мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
· осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
· обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
· осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей;
· осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи »). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
В Учреждении имеются спортивный зал, с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками организуется непосредственно образовательная деятельность по физической культуре. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения.
Согласно СП от 2.4.3648-20 разрабатывается:
- Режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
- В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
В детском саду проводятся:утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна.
Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Успешно осуществляется комплексная система оздоровления детей:
— оздоровительно - профилактическая работа;
— обеспечение оптимального двигательного режима в течение дня
— сбалансированное питание;
— обеспечение эмоционального благополучия каждому ребенку;
— формирования культуры здоровья у всех участников образовательного процесса.
Ведется ежедневная работа по обеспечению безопасности обучающихся ДОУ.
Приоритетным направлением в области организации условий безопасности считаются совокупность мероприятий образовательного, просветительного, административно- хозяйственного и охранного характера:
- установлена автоматическая система пожарной сигнализации;
- установлена система оповещения людей о пожаре;
- установлена кнопка экстренного реагирования;
- имеется лицензированная охрана;
- соблюдение санитарно - гигиенических требований в соответствии с СанПиН.
В ДОУ имеется вся необходимая документация по охране труда и технике безопасности.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информационная база МБДОУ № 26 оснащена: локальной сетью; электронной почтой; выходом в Интернет;разработан и действует официальный сайт учреждения.
Детский сад имеет в своем распоряжении 4 компьютера (из них доступны для самостоятельного пользования при прохождении олимпиад - 1), 2 МФУ. Активно используется электронная почта для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации.
Для инвалидов и лиц с ОВЗ
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ, на котором существует версия для слабовидящих.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья –не предусматривается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Предоставление информации на сайтеДОУ в сети «Интернет» имеется возможность увеличения и просмотра страниц сайта инвалидами по зрению.
Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями по зрению:
адаптация официального сайта детского сада в сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов.
В детском саду имеется контрастная разметка лестниц, ступеней, указывающая границы. На входных группах имеется желтая метка. В группах первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотрены для обучаемых с нарушениями зрения.
В ДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе адаптированной основной образовательной программы.