Содержание рабочей программы учителя - логопеда
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.2 Актуальность программы
1.3 Научная обоснованность программы
1.4 Направленность программы
1.5 Характеристика речи детей с ТНР
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия
2.2 Модель организации коррекционно-образовательного процесса
2.3 Направления работы
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Этапы коррекционно-логопедической деятельности
3.2 Перспективное планирование работы с детьми 4,5-7 лет с ТНР
3.3 Планирование индивидуальной работы
3.4 Годовой план организации учебно-методической на 2024-2025
учебный год
3.5 График работы, циклограмма учителя-логопеда
3.6 Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда
ДОУ
3.7 Программно-методическое обеспечение коррекционноразвивающей работы логопеда
3.8 Используемая литература
3
4
4
5
6
12
13
14
19
20
21
23
26
27
28
30
2
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.
Пояснительная записка
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на
федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного
образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и
максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении
кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены
нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем
сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоциональноличностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех
и других факторов.
Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем
более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также,
возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап
развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного
образовательного учреждения характеризуется повышением требований к
организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и
направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в обществе. Все
вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей
Программы коррекционно-развивающей деятельности
учителя-логопеда в
условиях логопедической помощи дошкольной образовательной организации.
Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности учителялогопеда Искоркиной М.Н.,
рассчитана на 2024-2025 учебный год и
предназначена для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, зачисленных
решением ПМПК либо решением психолого-педагогического консилиума
(ППК) на коррекционные занятия в условиях логопедической помощи МБДОУ
«Детский сад №26 «Золотая рыбка».
Данная Рабочая Программа является нормативно - управленческим
документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим
систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в
условиях воспитательно-образовательного процесса.
Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы
коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда
составляют:
- Законом РФ «Об Образовании» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ в редакции от
01 марта 2020г;
- «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 2.4.1. 3049-13
от 15.05.2013г.;
- «Федеральными
государственными
образовательными
стандартами
дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной
3
программы дошкольного образования (приказ МО и науки РФ от 17.10.2013 года
№1155);
- Программа логопедической работы по преодолению фонетикофонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В.
Чиркина;
- Программа
логопедической работы
по преодолению
общего
недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В.
Туманова.
Таким образом, рабочая программа разработана с учетом целей и задач
адаптированной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ
«Детский сад №26 «Золотая рыбка», а также основной образовательной
программой дошкольного образования. В программе
определены
коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства
формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и
связной речи.
1.2 Актуальность программы
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания
логопедической помощи дошкольникам, имеющим тяжелое нарушение речи.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень
важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления
звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может
произносить все звуки. Однако благополучное формирование звукопроизносительной
стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты
звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом
преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.
Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи.
У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков
родного языка.
Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано
исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и
его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при
обучении в школе. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного
возраста приводит к значительной их компенсации.
1.3 Научная обоснованность программы
Программа написана в соответствии с современными представлениями
науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении
коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным,
Б.Д.Элькониным.
В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л.
С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой,
О. В. Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т. Б.Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой,
М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.
Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория
4
Н. А. Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой
теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем
сознания, но по мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне
контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания
остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема
применима к навыкам правильного звукопроизношения.
Программа опирается на следующие принципы:
• системности;
• комплексности;
• деятельностный принцип;
• онтогенетический принцип;
• принцип обходного пути;
• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода,
сознательности).
1.4 Направленность программы
Цель программы – создать условия для формирования полноценной
фонетической
и
лексико-грамматической
системы
языка,
развития
фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и
синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи зачисленных на коррекционные
занятия в условиях логопедической помощи ДОУ.
Задачи программы:
• Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических
компонентов.
• Развитие речевого дыхания.
• Постановка звуков и ввод их в речь.
• Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза,
восприятия и представлений.
• Создание
предпосылок
(лингвистических,
психологических)
к
полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в
школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием
речевого дефекта.
• Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
• Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного
высказывания в процессе коррекционной работы.
• Профилактика нарушений письменной речи.
• Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного
внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления,
пространственной ориентировки в системе коррекционной работы.
• Оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления,
поддержания и обогащения здоровья детей.
• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников,
путём повышения адаптивных возможности детского организма (активизировать
защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
5
Адресат программы:
нарушения речи.
дошкольники
5-7
лет,
имеющие
тяжелые
1.5 Характеристика речи детей с ТНР
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного
возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как
в условиях семьи, так и в условиях дошкольной образовательной организации.
Структура нарушения речи у дошкольников не однородна. Дети с ТНР
отличаются от своих сверстников особенностями психических процессов. Для них
характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и
продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического
мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, что ведет к появлению
различного рода ошибок. Многие дети с ТНР имеют нарушения моторики
артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой
мускулатуре, затруднения в артикуляционных дифференцировках, ограниченная
возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано
нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев,
замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями,
спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы
по их коррекции.
Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелым недоразвитием
речи
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) –
это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое
расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой
деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и
смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е.,
Филичева Т. Б.,Чиркина Г. В.).
Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников
может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с
выраженными
проявлениями
лексико-грамматического
и
фонетикофонематического недоразвития (Левина Р. Е.).
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие
состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием
речи (Филичева Т. Б.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка
ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из
звукоподражаний,
звукокомплексов,
лепетных
слов.
Высказывания
сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых
слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных
предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями
действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные
флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен.
6
Практически отсутствует понимание категории числа существительных и
глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный
характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.
Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры
слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность
ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной
предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений,
союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка
уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются
грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует
согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение
падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается,
хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и
глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным
и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и
основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и
звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической
стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой
фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетикофонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже
предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи.
При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов.
Появляются
первые
навыки
словообразования.
Ребенок
образует
существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы
движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании
прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные
аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает
ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными.
Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут
быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении,
замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов
сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные
слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи
приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов,
выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется
незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка.
Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др.
Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в
неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при
понимании
его
значения.
Следствием
этого
является
искажение
звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи
и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не
закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при
употреблении
суффиксов
(единичности,
эмоциональнооттеночных,
уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в
7
образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при
планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что
обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой
категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой
особенности развития сенсомоторных, высших психических функций,
психической активности.
Общая характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием речи
(ФНР)
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) - расстройство речи, проявляющееся в
нарушениях звукопроизношения, связанное либо с анатомическими дефектами
артикуляторного аппарата, либо с неблагоприятными условиями развития речи,
либо с нарушениями фонематического восприятия или движений артикуляторных
органов при сохранном слухе.
При ФНР нарушается произношение лишь согласных звуков и, как правило,
сложных по артикуляции.
Звукопроизношение характеризуется нарушением не более двух групп
звуков. Чаще всего нарушаются свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары); Ц,
шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ; сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары).
Внешне дефекты звукопроизношения могут быть выражены в одном из
следующих вариантах:
отсутствие звука лапа – апа;
замена одного звука другим лапа – япа – ляпа – гапа;
смешение звуков (проявляется в том, что один и тот же звук может
одновременно иметь несколько звуков-заменителей, т.е. смешиваться с
другими) япа, маляко;
искаженное произнесение звуков (такое, которое не соответствует
языковым нормам родного языка, например, картавость).
Во всех случаях нарушения речи имеются нарушения артикуляционной
моторики. Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным
развитием общей и мелкой моторики пальцев рук.
Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звуко-слоговая
структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном
сохранна, имеются некоторые незначительные проблемы в лексикограмматическом развитии.
Для детей с ФНР характерно неустойчивое внимание, отвлекаемость, низкая
познавательная активность. Объем памяти может быть сужен по сравнению с
нормой, при этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы
запомнить заданный материал. Отмечаются особенности в протекании
8
мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления
дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений.
Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько
замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного
материала, выполнение заданий с ошибками.
Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с ФНР
является необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки
звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению письма
и чтения. Дети с ФНР нуждаются в коррекционно-развивающей работе в
условиях логопедического пункта ДОУ, которая учитывает все логопедические,
физиологические и психолого-педагогические особенности дошкольников с
фонетически недоразвитием речи.
Общая характеристика речи детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение
процессов формирования произношения у детей с различными речевыми
расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР
— это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и
артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности
фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени —
звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на
составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов
и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем
отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и
восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.
Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым
анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть
различна.
фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько
состояний:
В
трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к
разным фонетическим группам;
невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Основные проявления, характеризующие ФФН:
недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот
же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков.
9
Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»:
«тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е.
сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и
шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на
«л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо
«рыба», «фуба» вместо «шуба»;
смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в
различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки
правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или
акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить
звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо
«столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»;
другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной,
боковой и т.д.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР
нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением
согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает
на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность
фонематического восприятия выражается в:
нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
затруднениях при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших
психических процессов:
внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и
иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание,
когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по
специальному заданию переключиться на другой;
объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку
понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный
материал;
отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с
преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в
понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания
мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие
чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.
10
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с
ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности,
т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение
одного задания в течение длительного времени;
возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно —
двух-,
трех-,
четырехступенчатых,
требующих
поэтапного
и
последовательного выполнения;
в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера .
Дети с ФФНР нуждаются в коррекционно-развивающей работе в условиях
логопедического пункта ДОУ, которая учитывает все логопедические,
физиологические и психолого-педагогические особенности дошкольников с
ФФНР.
Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы
Исходя из целей и задач Рабочей программы учителя-логопеда составлены
следующие документы, регламентирующие работу логопедической помощи в
ДОУ на 2024 - 2025 учебный год:
- Годовой план работы учителя-логопеда на 2024-2025 учебный год, в который
входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми;
- Календарно-тематичекий план работы с детьми 5-7 с ТНР;
- План индивидуальной коррекционной работы с детьми с ТНР.
11
II.
2.1.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера,
степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель,
задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование
умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей
успешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Задачи:
- Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей,
нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития
речи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного,
физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в
логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание
работы с каждым ребёнком.
- Привитие детям навыков коммуникативного общения.
- Систематическое
проведение
необходимой
профилактической
и
коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и
подгрупповых занятий.
- Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей
информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в
организации полноценной речевой среды.
- Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого
развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому
развитию дошкольников в семье).
- Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения
детей с различными речевыми нарушениями.
Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной
деятельности – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников,
коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и
задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели,
представленной ниже.
Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание
условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных
последствий речевых недостатков.
Форма организации обучения – подгрупповая, подвижными микрогруппами
и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с
детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая
деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что
занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими тяжелые
нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках
каждого занятия.
12
2.2. Модель организации коррекционно-образовательного процесса.
Этапы
1 этап
исходнодиагностический
Задачи этапа
1. Сбор анамнестических данных
посредством изучения медицинской и
педагогической документации ребёнка.
2. Проведение процедуры психологопедагогической и логопедической
диагностики детей: исследование
состояния речевых и неречевых функций
ребёнка, уточнение структуры речевого
дефекта, изучение личностных качеств
детей, определение наличия и степени
фиксации на речевом дефекте.
2 этап
1. Определение содержания деятельности
организационнопо реализации задач коррекционноподготовительный образовательной деятельности,
формирование подгрупп для занятий в
соответствии с уровнем сформированных
речевых и неречевых функций.
2. Конструирование индивидуальных
маршрутов коррекции речевого нарушения
в соответствии с учётом данных,
полученных в ходе логопедического
исследования.
3. Пополнение фонда логопедического
кабинета учебно-методическими
пособиями, наглядным дидактическим
материалом в соответствии с
составленными планами работы.
4. Формирование информационной
готовности педагогов ДОУ и родителей к
проведению эффективной коррекционнопедагогической работы с детьми.
5. Индивидуальное консультирование
родителей – знакомство с данными
логопедического исследования, структурой
речевого дефекта, определение задач
совместной помощи ребёнку в
преодолении данного речевого нарушения,
рекомендации по организации
деятельности ребёнка вне детского сада.
3 этап
1. Реализация задач, определённых в
коррекционноиндивидуальных, подгрупповых
развивающий
коррекционных программах.
2. Согласование, уточнение и
корректировка меры и характера
Результат
Определение
структуры
речевого
дефекта
каждого
ребёнка, задач
корр. работы.
календарнотематического
планирования
занятий; планы
индивидуальной
работы;
взаимодействие специалистов ДОУ и
родителей
ребёнка с
тяжелыми
нарушениями
речи.
Достижение
определённого
позитивного
эффекта в
коррекции у
13
коррекционно-педагогического влияния
субъектов коррекционно-образовательного
процесса.
4 этап
итоговодиагностический
1. Проведение диагностической процедуры
логопедического исследования состояния
речевых и неречевых функций ребёнка –
оценка динамики, качества и устойчивости
результатов коррекционной работы с
детьми (в индивидуальном плане).
2. Определение дальнейших
образовательных (коррекционнообразовательных) перспектив детей,
выпускников ДОУ – группы для детей с
нарушениями речи.
детей
отклонений в
речевом
развитии
Решение об
изменении
характера
логопедической
работы с
ребёнком.
Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно.
Так, задача организационно-подготовительного этапа – определение
индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на
протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия
либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического
кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим
материалом осуществляется в течение всего учебного года.
2.2.
Направления работы
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования
включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её
основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
нарушением речи, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для
родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного
учреждения;
- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию
недостатков детей с тяжелыми нарушением речи в условиях дошкольного
образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных,
регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с тяжелыми нарушением речи и их семей по вопросам
реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции,
развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного
процесса для детей с тяжелыми нарушением речи, их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
14
Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных
особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы
с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть
коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе,
что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей, зачисленных
на коррекционные занятия логопедической помощи ДОУ (первичный, итоговый,
при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература,
содержащая существующие в логопедии диагностические методики и
методические рекомендации:
- Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.
- Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителемлогопедом в коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет. Материалы для
специалиста образовательного учреждения.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском
возрасте.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы
в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических
рекомендаций.
- Иншакова О.Б., Ременникова И.А. Альбом для логопеда.
- Е.Косинова Тесты на развитие речи детей от 2 до7 лет.
- Володина В.С. Альбом по развитию речи.
- Малярчук А.Я. Обследование речи детей.
Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях
логопедической помощи в ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями
воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи.
Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой
организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным
распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в
работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и
воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных,
подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для
занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и
психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его
работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических
требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам
взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация
здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в
образовательном процессе.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и
упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения
15
работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения,
стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в
организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между
детьми.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди
которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи,
словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные
материалы. Практические методы используются при формировании речевых
навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.
В соответствии СанПин продолжительность подгрупповых занятий 6-го года
жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Организация деятельности
учителя-логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей
программой. Логопедическое обследование проводится с 4 по 15 сентября.
Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 18
сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. По договоренности
с администрацией ДОУ и воспитателями групп логопед может брать детей со всех
занятий (кроме занятий по физическому и музыкальному воспитанию).
В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой
деятельности в системе работы логопомощи является дополнительной. Поэтому в
расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного
для занятий с логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким
образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы,
имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по
3-5 человек.
Продолжительность занятий с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
рассчитана на 2 года.
Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и
степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными
психофизическими особенностями детей, но не менее 2х раз в неделю.
Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении
комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение
специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях
логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком,
активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой
дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной
артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных
фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах
несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к
усвоению содержания подгрупповых занятий.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по
следующим основным направлениям:
- совершенствование мимической моторики.
16
- совершенствование статической и динамической организации движений
(общая, мелкая и артикуляционная моторика).
- развитие артикуляционного и голосового аппарата;
- развитие просодической стороны речи;
- формирование
звукопроизносительных
навыков,
фонематических
процессов;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе
нормализации звуковой стороны речи;
- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
- развитие диалогической и монологической речи.
Направление коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
Нарушения устной речи
Общее недоразвитие речи
Фонетико-фонематическое
нарушение речи
Фонетическое нарушение речи
Направления коррекционной работы
- развитие фонематического
восприятия;
- совершенствование слоговой
структуры слов;
- коррекция звукопроизношения.
-развитие связной речи.
развитие фонематического
восприятия;
- совершенствование слоговой
структуры слов;
- коррекция звукопроизношения.
-развитие связной речи.
- коррекция звукопроизношения.
- развитие связной речи
Здоровьесберегающие технологии
Наименование
технологии
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная
гимнастика
Самомассаж
Цель использования
Частота применения
Установить правильное
На каждом занятии
дыхание и как подготовка
к правильному
звукопроизношению
Выработать точность,
На каждом занятии
силу, темп,
переключаемость
движения
активизировать защитные На групповых занятиях
свойства
организма,
устойчивость
к
заболеваниям.
17
Физминутки
Гимнастика для мозга
Пальчиковые игры
Су-джок
Снятие мышечного и
эмоционального
напряжения
Активизировать
межполушарное
взаимодействия
Стимуляция развития
речи и повышение
работоспособности коры
головного мозга
для развития мелкой
моторики пальцев рук и
общего укрепления
организма
На групповых занятиях
На групповых занятиях
На каждом занятии
На групповых занятиях
18
III.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Этапы коррекционно-логопедической деятельности
Первый этап: диагностика
Цель:
- Постановка логопедического заключения, изучение
психических процессов, уровня речевого развития;
- Исследование неречевых психических функций;
- Сбор анамнестических данных;
- Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
уровня
развития
Второй этап: подготовительный
Цель:
- формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование
сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности,
готовности к обучению;
- развитие органов артикуляции; стимуляция кинестетических ощущений мышц,
участвующих в работе периферического речевого аппарата, нормализация тонуса
данных мышц
- развитие слухового внимания и слухового контроля;
- развитие звукового восприятия.
Третий этап: постановка звука
Цель:
- постановка звука (изолировано);
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития
фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в
процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
- развитие психических функций;
- развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Четвертый этап: автоматизация звука
Цель:
- закрепление звука в речи;
- коррекция дефектов произношения;
- развитие психических функций;
- развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Пятый этап: дифференциация звуков
Цель:
- различать и четко произносить звуки
коррекция дефектов произношения;
- развитие психических функций;
- активизация и расширение словарного запаса;
схожие
по
звучанию.
19
- развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Количество часов, указанных в программе примерное, и может варьироваться в
зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Форма проведения занятий – индивидуальная и подгрупповая (не более 6
человек).
3.2. Перспективное планирование работы с детьми с ТНР
Постановка
произношения
звуков
Диагностика
речевых и
неречевых
функций ребенка
Формирование
артикуляторной
базы
Постановка
звуков
Продолжение
постановки звука,
отработка звука
Введение поставленных
звуков в речь
Речевой материал
I этап
Диагностика
Изучение психических функций.
Сбор анамнестических
сведений. Логопедическое
заключение.
II этап
Артикуляционные
Формирование и развитие
упражнения. Упражнения
артикуляторной базы, развитие
и задания для развития
и совершенствование
психических процессов
сенсомоторных функций,
психологических предпосылок и
коммуникабельности,
готовности к обучению.
III этап
Составляется из правильно
Закрепление имеющегося
произносимых звуков
уровня звукового анализа и
синтеза.
IV этап
Введение в речь первого
поставленного звука;
а) закрепление звука в устной
речи: в слогах, в словах, фразах,
в тексте;
б) устный анализ и синтез слов.
Дифференциация
V этап
звуков сходных по Дифференциация изученного и
звучанию
поставленных раннее звуков.
Насыщается вновь
поставленным звуком. Из
упражнений исключаются
звуки близкие к
поставленному и еще не
отработанные звуки.
Насыщается
дифференцируемыми
звуками и закрепляемым
звуком. Из упражнений
исключаются близкие, еще
не отработанные звуки.
Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для
закрепления в зависимости от скорости их постановки. При этом
предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой
материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие
20
звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше
расширяться.
В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего,
единство развития произношения и звукового анализа на основе чего
преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками
фонетической стороны речи.
В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное
включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в
работе над звуками разных фонетических групп.
3.3 План индивидуальной коррекционной работы
I. Подготовительный
Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и
кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и
специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня
минимальной достаточности для постановки звуков;
в) в
процессе
систематических
тренировок
овладение
комплексом
пальчиковой гимнастики;
г) укрепление
физического
здоровья (консультации врачей - узких
специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж)
II. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно
и акустически
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). Постановка звуков такой последовательности:
С, Сь, З, Зь, Ш, Ж, Ч, Щ; Ц; Л, Ль, Р, Рь (возможна корректировка в
зависимости от диагноза, возможностей, индивидуальности ребенка)
Способ постановки:
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
Для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка»,
«Футбол»,«Фокус»;
Для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем
руки»;
Для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок»,
«Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
Для Л, Ль: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
21
2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных
и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со
стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно
вырабатывать вибрацию.
3). Автоматизация каждого исправленного звука в словах.
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и
закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации
звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся
дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4).Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные
предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки,
стихи с данным словом.
5).Дифференциация звуков:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
6). Автоматизация в спонтанной речи
(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях,
труде и т. д.).
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными
особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
(Коноваленко, 1998)
Совершенствование фонематичекого восприятия и навыков анализа и синтеза
слов производится параллельно с коррекцией звукопроизношения.
III. Развитие связной речи
Основывается на базе:
- Правильно произносимых звуков;
- Лексических и грамматических упражнениях;
- Нормализации просодической стороны речи;
- Обучения рассказыванию.
Роль индивидуальных занятий особенно велика в работе с детьми,
индивидуальные (поведенческие, характерологические) особенности которых
22
мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со
сверстниками. Тем не менее постепенный отход от индивидуальных занятий к
занятиям в микрогруппах в течение учебного года позволяет оптимизировать
временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной
продуктивной и речевой деятельности детей.
Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность
варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы,
речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В
начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков,
как правило, объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты
произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление
поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения,
направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной
речью, целесообразно перегруппировывать детей с учетом всего объема речевой
работы. Так же на занятиях в подвижных микрогруппах происходит закрепление
лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха
и формированию фонематического восприятия.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной
работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество
речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой
системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики
достижений дошкольников в коррекции произношения.
В итоге проведенной логопедической работы ребенок:
- правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
- осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов
(двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми
слогами, односложных);
- владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять
сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых
умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
- правильно употребляет основные грамматические формы слова;
- составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с
элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания,
составляет творческие рассказы;
3.4. Годовой план организации учебно-методической
работы на 2024-2025 учебный год
Цель: Создание условий полноценного развития детей и успешной коррекции
речи через организацию совместной деятельности всех субъектов коррекционнопедагогического пространства.
Задачи:
1. Диагностика речевых нарушений.
2. Создание благоприятных условий для развития речевой коммуникации.
3. Сформировать и закрепить правильное, отчётливое произношение нарушенных
звуков.
23
4. Коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность детей в
процессе логопедической деятельности.
5. Совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих
наиболее полному преодолению дефектов речи дошкольников.
6. Профилактика нарушений речи.
7. Комплексное развитие речи дошкольников, направленное на:
- формирование правильного звукопроизношения
- обогащение и развитие словаря
- развитие грамматического строя речи
- формирование связной речи детей
Годовой план организации учебно-методической
работы на 2024-2025 учебный год
Мероприятия
I. Организационная работа
Подготовка кабинета к новому учебному году. Приобретение
и изготовление наглядности для оформления
логопедического кабинета.
Обследование речи детей с целью выявления детей,
нуждающихся в логопедической помощи.
Зачисление детей, нуждающихся в логопедической помощи,
на индивидуальные логопедические занятия, комплектование
в группы по 2-3 человека в зависимости от речевого дефекта.
II. Работа с документацией
Составление списка детей, нуждающихся в логопедической
помощи.
Заполнение речевых карт детей, зачисленных на
логопедические занятия.
Изучение документации детей, принятых на логопедические
занятия.
Оформление документации логопеда на начало и конец
учебного года.
Составление расписания логопедических занятий и
согласование его с администрацией детского сада.
Систематизации методического материала в электронном
виде.
Анализ коррекционной работы.
Выявление детей, нуждающихся в ПМПК
Составление годового отчета о проделанной работе.
III. Коррекционная работа.
1. Проведение групповых логопедических занятий согласно
циклограмме рабочего времени.
2. Проведение индивидуальных коррекционных занятий
согласно циклограмме рабочего времени.
IV. Научно-методическая работа.
Сроки проведения
До 1 сентября
1 – 15 сентября;
15 – 31 мая
С 1 по 15 сентября
С 1 по 15 сентября
С 1 по 15 сентября
С 1 по 15 сентября
С 1 по 15 сентября,
с 15 по 31 мая
С 1 по 15 сентября
В течение года
С 17 по 30 мая
В течение года
К 30 мая
С 16 сентября по 16
мая
С 16 сентября по 16
мая
24
1. Разработка индивидуальных маршрутов развития
коррекционно-развивающих логопедических занятий с
детьми, зачисленными на занятия.
2.Участие в Городском объединении учителей-логопедов:
«Откуда звуки растут», ЦКиИ г. Реж
«Логопедические инновационные технологии в ДОУ».
МАДОУ №4 «Искорка».
Конкурс чтецов «Помним, гордимся и чтим».
В Центральной детской библиотеке.
3. Проведение консультаций для родителей в режимах
онлайн и офлайн:
«Рекомендации по выполнению домашних заданий
логопеда» (для родителей детей, посещающих
логопедические занятия).
«Подготовка к школе» (для родителей детей
подготовительной группы).
«Влияние эмоционального общения матери на развитие речи
ребенка» (для родителей детей раннего возраста).
«Словесные игры с детьми 4-5 лет» (для родителей детей
среднего дошкольного возраста).
Консультации по результатам логопедической работы за год
(для родителей детей, посещающих логопедические занятия).
3. Участие в семинарах-практикумах для педагогов.
Проведение открытых индивидуальных занятий для
родителей.
Публикация опыта работы (методических наработок,
конспектов занятий, рекомендаций) в печатных
периодических изданиях, на образовательных сайтах, на
сайте детского сада.
V. Взаимосвязь со специалистами ДОУ.
1. Знакомство с диагностикой сенсорной и познавательной
сфер детей с речевыми нарушениями, проводимой
педагогом-психологом.
2. Анализ результатов обследования всех специалистов
детского сада на методическом совете.
3. Ознакомление постоянных членов ППК детского сада с
результатами логопедического обследования.
4. Ознакомление педагогов детского сада с направлениями
коррекционной работы на текущий учебный год.
Индивидуальное консультирование педагогов.
Участие в заседании ППК.
Сотрудничество с педагогом-психологом.
Сотрудничество с медицинской сестрой
VI. Самообразование
Изучение новинок специальной литературы.
Участие в конкурсах профессионального мастерства.
Публикации статей
В течение года
октябрь
февраль
апрель
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
С 1 по 15 сентября
Сентябрь, январь, май
В течение года
Сентябрь
В течение года
В течение года, по
плану ДОУ
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
Осень, весна 202425
Прохождение курсов повышения квалификации.
Участие в Международных конференциях г.Екатеринбург
Работа по теме самообразования: «Коррекция общего
недоразвития речи III уровня у старших дошкольников с
дизартрией с использованием игровых технологий»
2025
Осень 2024
В течение года
В течение года
с 11.00 до
11.30
ИТОГО часов
Заполнение
индивидуальных
тетрадей детей
Работа с родителями,
консультации,
открытые показы
НОД
Работа с педагогами
ДОУ и с
методической
литературой
День недели
Непосредственнообразовательная
деятельность
(Индивидуальная и
подгрупповая)
3.5. Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда
логопедического пункта ДОУ на 2024-2025 учебный год
ПОНЕДЕЛЬНИК
8-00 - 12-00
с 08-00 до 12-00
ВТОРНИК
8-00 - 12-00
с 08-00 до 12-00
4
СРЕДА
8-00 - 12-00
с 08-00 до 12-00
4
ЧЕТВЕРГ
8-00 - 12-00
с 08-00 до 12-00
ПЯТНИЦА
8-00 - 12-00
с 08-00 до 12-00
с 11.00 до
11.30
с 11.30 до
12.00
4
с 11.30
до 12.00
4
4
20
На непосредственную работу с детьми (НОД) отводится 18 часов, на
планирование, работу с педагогами ДОУ и методической литературой – 2 часа.
(согласно Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при
общеобразовательной школе». Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М., Когито-Центр, 1996 )
26
ГРАФИК РАБОТЫ ПУНКТА ОКАЗАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
на 2024/2025 учебный год
Понедельник
Вторник
Структурное подразделение
ул. Чапаева 23
пос. Первомайский
8.00 - 12.00
8.00 - 12.00
8.00-11.00 Коррекционные занятия в старшей
разновозрастной группе
8.00-10.00 Коррекционные занятия в старшей
группе
11.00-12.00 Методическая работа
10.00-12.00 Коррекционные занятия в
подготовительной группе
Среда
Четверг
ул. Чапаева 23
Структурное подразделение
пос. Первомайский
8.00 - 12.00
8.00-12.00 Коррекционные занятие в
подготовительной группе
8.00 - 12.00
8.00-11.00 Коррекционные занятия в старшей
разновозрастной группе
11.00-12.00 Методическая работа
Пятница
ул. Чапаева 23
8.00 - 12.00
8.00-10.00 Коррекционные занятия в старшей
группе
10.00-12.00 Коррекционные занятия в
подготовительной группе
27
3.6. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ
Оснащение логопедического кабинета
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Настенное зеркало – 1шт;
Стол для детей – 1 шт;
Стулья детские – 2 шт;
Стол для логопеда – 1 шт;
Стул для взрослых – 2 шт;
Магнитная доска - 1 шт;
Шкафы для пособий – 1 шт;
Коробки и папки для пособий;
28
3.7. Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей
работы логопеда
Логопедический кабинет оснащен необходимым оборудованием.
Учитель-логопед в течение всего учебного года имеет доступ к материалам
методического кабинета МБДОУ «Детский сад №26 «Золотая рыбка».
В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:
ПОСОБИЯ
Для проведения логопедического обследования:
1. Обследование звукопроизношения;
2. Обследование понимания речи;
3. Обследование связной речи;
4. Обследование грамматического строя речи;
5. Обследование состояния словарного запаса;
6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа
и синтеза, фонематических представлений;
7. Обследование слоговой структуры слова;
8. Счетный материал для обследования;
9. Картинки и тексты
Для формирования правильного звукопроизношения:
1. Артикуляционные упражнения (карточки);
2. Профили звуков;
3. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях,
текстах;
4. Пособия для работы над речевым дыханием;
5. Предметные картинки на все изучаемые звуки;
6. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных
звуков;
7. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.
Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
2. Цветные фишки для звукобуквенного анализа;
3. Предметные картинки на дифференциацию звуков;
4. Тексты на дифференциацию звуков
Для обучения грамоте (чтению и письму):
1. Магнитный алфавит;
2. Бумажный алфавит;
3. Схемы для анализа предложений;
4. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;
5. Логопедические буквари;
29
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического
строя речи:
1. Предметные картинки
Ягоды;
Головные уборы;
Мебель;
Птицы;
Растения;
Обувь;
Продукты;
Грибы;
Одежда;
Посуда;
Игрушки;
Насекомые;
Профессии;
Деревья;
Животные и их детеныши;
Инструменты;
Времена года;
Овощи
Фрукты
2. Предметные картинки на подбор антонимов;
3. Предметные картинки на подбор синонимов;
4. Многозначные слова;
5. Предметные картинки «один-много»;
6. Схемы предлогов;
7. Деформированные тексты и др.
Для развития связной речи:
1. Серии сюжетных картинок;
2. Сюжетные картинки;
3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных
рассказов;
4. Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов
30
Список литературы:
1. Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и
родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у
дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
2. Анищенкова Е.С.//Исправление звукопроизношения у детей .- М.:АСТ,
2022.
3. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.:
Сфера, 2008.
4. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с
приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
5. Виноградова Е.А. Конспекты логопедических занятий : обучение грамоте
детей с недоразвитием речи.-Ростов н/Д: Феникс, 2022 г.
6. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
7. Жукова М.А.// Альбом по развитию речи. – М.: СИМБАТ,2017.
8. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М:
Просвещение, 1985.
9. Комарова Л.А// Автоматизация звука в игровых упражнениях.- М.:
Изд.«ГНОМ», 2022.
10. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования
техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.
11. Колесникова Е.В.// Раз- словечко, два- словечко. - М.: Просвещение, 2023.
12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая
работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия
в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
14. Крупенчук О.И, Воробьева Т.А// Исправляем звукопроизношение.- С.-Пб.:
Литера, 2022
15. Крупенчук О.И, Воробьева Т.А// Логопедические упражнения.- С.-Пб.:
Литера, 2022
16. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
17. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.
18. Лагздынь Гайда// Логопедическая азбука.-Тверь.: ОАО «Издательство
«Высшая школа», 2017.
19. Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития
речи, М.: «Аквариум», 1996.
20. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
21. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
22. Теремкова Н.Э.// Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с
ОНР.-М.: Изд. «ГНОМ», 2021.
23. Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.:
Гном-пресс, 1999.
24. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и
воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
31
25. Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте
детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
26. С.П. Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать. Конспекты
занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте
детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д., 2006.
27. Пожиленко Е., А. // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для
логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
28. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителемлогопедом
в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими
тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
29. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические
занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.:
Гном-Пресс, 1999.
30. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном
образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
31. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и
методические рекомендации для дошкольного образовательного
учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
32. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений
речи//Программы
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего вида
для детей с нарушениями речи. – М.:
Просвещение, 2008.
33. Янушко
Елена// Интеллектуально-речевые занятия. Задания для
дошкольников от 4 до 6 лет. – М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2023.
32
Приложение 1
Календарно-тематический план занятий
на пункте оказания логопедической помощи с детьми подготовительной
Лексическая тема
Фрукты – овощи.
Ягоды-грибы.
Перелетные птицы.
23.09-29.09
16.09-22.09
02.09-15.09
Неделя
группы с общим недоразвитием речи III уровня
Тема коррекционной
совместной
образовательной
деятельности
Задачи работы по
формированию лексикограмматической стороны речи
Задачи работы по
формированию
связной речи
- усвоение понятий
«звук», «буква»;
- знакомство со звуками и
графическими образами
букв А, У;
- формирование навыка
узнавания и выделение
этих гласных из слова.
- знакомство с понятием
«слово», «предложение»;
- формирование навыка
образования существительных с
уменьшительно –
ласкательными суффиксами –
ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, _еньк-, оньк- по теме.
- формирование
умения
составления
предложений из
заданных слов.
- знакомство со звуками и
графическим образом
буквы О;
- усвоение понятия
гласный звук;
- формирование навыков
анализа и синтеза через
выделения начального
гласного из слов.
- формирование умения
определения количества слов в
предложении;
- образование и употребление
приставочных глаголов;
- закрепление употребления в
речи простых предлогов: на, в,
с, из.
- знакомство со звуками и
графическими образами
букв И, Ы.
- формирование навыков
анализа через
последовательное
называние гласных из
ряда.
- формирование умения
образовывать падежные
окончания и образование мн.
числа существительных;
- согласование
существительных с
прилагательными в роде, числе,
падеже.
- формирование
умения составлять
описание
предмета.
- активизация
разнообразного
словаря детей.
- формирование
умения точно
охарактеризовать
предмет,
правильно
построить
предложения.
- формирование
навыка отвечать
полным ответом
на вопросы.
- составление
рассказ из
личного опыта,
подбор
прилагательных к
существительным
33
- знакомство со звуками и
графическими образами
букв Й, Я
- развитие умения
выделять слогообразущий
гласный в позиции после
согласного.
- повторение слов с
обобщающим значением;
- знакомство с понятием
«предмет»;
- правильное употребление
местоимений «моя», «мой»;
- образование относительных
прилагательных (пух –
пушистый, шерсть – шерстяной,
трус – трусливый, хитрость –
хитрая и т.д.).
-знакомство со звуком и
графическим образом
буквы Ю.
-образование сложных слов;
- образование притяжательных
прилагательных;
- расширения словаря
антонимов;
-развитие навыков
словообразования и
словоизменения (детеныши).
- образование
предложений из
набора слов.
- знакомство со звуками и
графическими образами
букв Е, Ё
- определение профессий по
месту работы и роду занятия; закрепление употребления
существительных в
творительном падеже;
- образование существительных
множественного числа
родительного падежа.
- формирование
умения
составления
диалога.
- формирование навыков
синтеза и анализа
через распознавание
гласных и согласных
звуков;
- деление слов на слоги.
- образование приставочных
глаголов движения;
- закрепление умения
употреблять имена
существительных в форме
множественного числа.
- употребление
существительных
множественного
числа в
предложении.
Дикие и домашние
животные.
Как животные готовятся к
зиме.
Осень.
- формирование умения
согласования числительных два
и пять с существительными;
- упражнение в употреблении
формы мн.ч. имен
существительных в Р.п. (яблок,
грибов…).
Профессии.
Виды
транспорта.
30.09-06.10
07.10-13.10
14.10-20.10
21.10-27.10
28.10-03.11
- знакомство с звуком и
графическим образом
буквы Э;
- формирование навыков
синтеза и анализа через
выделение гласного из
слова.
- формирование
умения
озаглавливать
картину и
составить план
рассказа.
- составление
простых
предложений по
картинкам.
- составление
словесной
инструкции.
34
Зимующие птицы.
- закрепление
навыков
составления и
распространения
предложения.
- знакомство со звуком и
графическим образом
буквы М;
- умение проводить анализ
и синтез слогов.
- образование существительных
с уменьшительно –
ласкательными суффиксами –
ик-, -чик-, -ечк-,-очк- -еньк-, оньк-;
- формирование умения
согласовывать числительные
два, две с существительными;
- дифференцирование глаголов
совершенного и
несовершенного вида.
- закрепление
навыков
составления и
распространения
предложения.
- знакомство со звуком и
графическим образом
буквы Н;
- выделение первых и
последних согласных
слов.
- закрепление умения
употреблять глаголы движения
в, из, от, по, к;
- отработка навыка подбора
родственных слов;
- образование глаголов
прошедшего времени.
- составление
предложений с
предлогами и без.
- знакомство со звуками
[Т], [Т´] и графическим
образом буквы Т
- выделение и называние
гласных, согласных
звуков в слове.
- практическое употребление
качественных местоимений и
прилагательных (зимняя,
волшебная, нарядная и т.д.), их
согласование с
существительными.
- составление
вопросительных
предложений.
- знакомство со звуками
[К], [К´] и графическим
образом буквы К;
- совершенствование
навыков звукового и
слогового анализа и
синтеза.
- обучение образованию
притяжательных
прилагательных,
- закрепление практического
употребления в речи простых
предлогов: на, с, под, над, за.
- добавление в
предложение
пропущенных
предлогов.
Зимний лес.
Зима.
Мое тело.
- образование глаголов;
- закрепление знаний детей о
голосах птиц;
- образование прилагательных
и существительные с помощью
уменьшительно – ласкательных
суффиксов;
- закрепление употребления
существительных в
именительном и родительном
падежах множественного числа.
Дикие
животные
зимой.
04.11-10.11
11.11-16.11
18.11-24.11
25.11-01.12
02.12-08.12
- знакомство со звуком и
графическим образом
буквы П;
- знакомство с прямыми и
обратными слогами;
- определение различий и
качественных
характеристик звуков:
твердый - мягкий.
35
Новогодние
праздники.
Продукты
питания.
Дом. Мебель.
- составление
рассказа из
личного опыта.
- закрепление полученных
умений и навыков:
звуковой анализ и синтез
слогов, деление слов на
слоги.
- закрепление умения
употреблять предлоги
движения в, из, от, по, к, учить
подбирать родственные слова,
учить образовывать глаголы
прошедшего времени.
- составление
предложения по
опорным словам.
- знакомство со звуками
[Б], [Б´] и графическим
образом буквы Б;
- формирование навыка
преобразования слогов и
слов с помощью замены
звуков.
- употребление приставочных
глаголов;
- закрепление умения
подбирать прилагательные к
существительным.
- составление
сложноподчиненн
ых предложений
по образцу.
- знакомство со звуками
[Г], [Г´] и графическим
образом буквы Г;
- формирование навыка
преобразования слов за
счет замены или
добавления звуков.
- согласование
существительных и глаголов
настоящего и прошедшего
времени в роде, числе
(снежинка падала, снежинка
упала и т.д.).
- составление
сложноподчиненн
ых предложений
по образцу со
словом
«который».
- знакомство со звуками
[Л], [Л´]. и графическим
образом буквы Л;
- развитие умения
находить в слове ударный
гласный.
- формирование умения
согласовывать глаголы с
существительными ед. и мн.
числа (шапка лежит, шапки
лежат);
- упражнение детей в умении
подбирать слова
противоположные по значению;
- повторение притяжательных
местоимений.
- распространение
простого
предложения.
совершенствовани
е умения детей
составлять
рассказы по
картинкам с
последовательно
развивающимися
действиями.
знакомство со звуками
[С], [С´] и графическим
образом буквы С
- образование сложных слова; закрепление умения составлять
предложения с предлогами.
- предлог «в» ( подбор
определений по схеме « В чем
хранится…»).
- составление
предложения по
опорным словам.
Зимняя одежда.
Знаменитые
поэты и писатели
России о зиме.
- закрепление умения
подбирать прилагательные к
существительным, упражнять в
употреблении предлога без и
имен существительных в
различных падежах.
Бытовые
приборы,
облегчающие
жизнь
человеку.
09.12-15.12
16.12-22.12
23.12-30.12
09.01-12.01
13.01-19.01
20.01-26.01
- закрепление полученных
умений и навыков:
звуковой анализ и синтез
слогов, деление слов на
слоги.
36
- обучение образованию
- заучивание
прилагательных от
стихов;
существительных,
- закрепление умения
согласовывать числительные
два и пять с существительными.
- формирование умения
распознавать звуки [С],
[Ш].
- употребление предлогов:
«между, за, из-под, из-за, в». образование родственных слова
от слов снег, мороз, зима.
- употребление
предлогов в
предложении.
- знакомство со звуками
[Х], [Х´] и графическим
образом буквы Х.
- образование сложных слова;
- образование притяжательных
прилагательных;
- расширение словаря
антонимов;
- развитие навыков
словообразования и
словоизменения;
- согласование порядковых
числительных.
- составление
рассказа-описания
о животном.
- знакомство со звуками
[В], [В´] и графическим
образом буквы В.
- употребление качественных
прилагательных (деревянный,
глиняный и т.д.).;
- образование прилагательных
из материалов, из которых
изготовлены игрушки,
шкатулки, фигурки и т.д.
- озвучивание
героя сказки.
- знакомство со звуками
[З], [З´] и графическим
образом буквы З.
- употребление слов мужского и - составление
женского рода;
поздравления;
- упражнение в подборе
родственных слов, в подборе
признаков предметов.
- знакомство со звуком и
графическим образом
буквы Ж.
- обучение в подборе
противоположных по значению
слов;
- закрепление знаний о
родственных связях;
- развитие понимания логикограмматических конструкций.
День
защитника
Отечества.
Наша армия.
Конец зимы.
Лесные животные и их
детеныши.
Народное
творчество.
Праздник 8
Марта.
Семья.
27.01-02.02
03.02-09.02
10.02-16.02
17.02-23.02
24.02-02.03
03.03-09.03
- знакомство со звуком и
графическим образом
буквы Ш.
- формирование
навыка
составления
монолога.
37
- повторение
понятий «словпредметов»,
«слов-признаков»,
«слов-действий».
- формирование умения
распознавать звуки
[Ш],[Ж],[С],[З].
- упражнение в образовании и
практическом использовании в
речи притяжательных и
относительных
прилагательных,
- повторение классификации
времен года,
- отрабатывание падежных
окончаний имен
существительных
единственного и
множественного числа.
- рассказ о
признаках весны.
- знакомство со звуками
[Д], [Д´] и графическим
образом буквы Д.
- подбор определений к
словосочетанию «город Реж»;
- закрепление умения
подбирать прилагательные к
существительным (высокое
…..здание, крупный
…..магазин, красивый … мост
и т.д.), закрепить знание
городских объектов и
инфраструктуры.
- составление
предложений о
городе.
- знакомство со звуками
[Ф], [Ф´] и графическим
образом буквы Ф.
- закрепление умения
- составление
согласовывать числительные
предложений о
два и пять с существительными; космосе.
- согласование
существительных с глаголами
единственного и
множественного числа.
- знакомство со звуками
[Т], [Т´] и графическим
образом буквы Т.
- употребление предлога «о»;
- закрепление умения
подбирать прилагательные к
существительным.
Космос.
Весна в городе.
Времена года. Весна.
Спорт.
- закрепление умения
образовывать приставочные
глаголы и умение употреблять
имена существительные в
форме множественного числа;
– употребление предлогов: «из,
в, к, от, между, через, из-под».
Герои русских
народных сказок
ссийских
мультфильмов.
10.03-16.03
17.03-23.03
24.03-30.03
31.03-06.04
07.04-13.04
- формирование умения
распознавать звуки [З],
[Ж].
- составление
групповой сказки.
38
Насекомые.
- преобразование глаголов
единственного числа во
множественное число;
-развитие умения употреблять
существительные в форме
родительного падежа
множественного числа.
- составление
рассказа о
насекомом.
- знакомство со звуком и
графическим образом
буквы Ч.
- повторение: составление
распространенных
предложений;
- употребление слов с
суффиксами -ок, -ик.
- составление
предложений о
животных в
зоопарке.
- знакомство со звуком и
графическим образом
буквы Ц.
- формирование умения
объединять предложения в
рассказ;
- заучивание
стихов наизусть.
- знакомство со звуком и
графическим образом
буквы Щ.
- формирование умения
составлять пересказа текста.
- пересказ текста
о России.
Животные
жарких стран
их детеныши.
День
Победы.
Город.
Россия.
14.04-20.04
21.04-27.04
28.04-04.05
05.05-11.05
- знакомство со звуками
[Р], [Р´] и графическим
образом буквы Р.
39